Мало кто знает, что у персонажа русских сказок, злобной бабки с костяной ногой, был реальный прототип. Это славянская красавица Йогиня, которую на Руси называли богиней-покровительницей всех детей. Была она лицом прекрасна, а сердцем добрая. Так почему же её образ настолько искажён в русских сказках?
Бабка Яга – это уродливая старуха, которую доброй назвать никак нельзя. Зло, исходящее от неё, в первую очередь распространяется на маленьких деток, которых Йогиня обязана была защищать. В различных текстах её образ рисуется по-разному, но общим является наличие костяной ноги, растрёпанные седые волосы, крючковатый нос и дурной нрав. Летает баба в ступе или на метле, а живёт в избе на курьих ножках. Для полноты картины на заборе у неё развешаны черепа, а над избушкой кружатся вороны, предвестники смерти и дурных знамений. Старуха жарит детей в печи, а затем съедает их.
Древние славяне и не подумали бы пугать своих дочерей и сыновей Йогиней. Согласно описанию, она была прекрасной, доброй женщиной с каре-зелеными глазами и русыми косами, путешествующей по селениям на огненной небесной колеснице или на коне в поисках сирот. Её называли Йога Злата Нога либо Йогиня-Матушка, и народ сам указывал ей путь к ребятам, оставшимся без родителей. В образе богини не было ничего страшного и отталкивающего. Она носила сапожки, расшитые золотом, по которым её узнавали в каждой деревне. Миссия ее была благородна — спасая от гибели бездомных детей-сирот, она становилась их покровительницей.
Жилище матери Рода находилось в лесу в предгорье Ирийских гор (ныне Алтай), и куриных ножек не имело. Само слово «курьи» означало «дымящиеся» и было связано с древним ритуалом. Йогиня не ела детей и не жарила, но проводила с ними ритуал, называемый «очищение огнём». Для этого в святилище — в пещере, выдолбленной в скале, она укладывала спящего ребёнка в печь (Пещь Ра) на выдвижную каменную плиту (ЛапатА), имевшую два углубления. Поджигая сухой хворост, жрица закрывала печку. В этот момент опускалась специальная заслонка, которая отгораживала ребенка от огня. С обратной стороны ребёнка вынимали живым и невредимым, и переносили в помещения, скрытые от посторонних глаз. Прошедшие очищение дети впоследствии становились жрецами и жрицами, последователями рода. Они создавали семьи и продолжали свой род. Для тех, кто видел обряд лишь с одной стороны и не понимал его значения, он казался ужасающим действом. Чужеземцы рассказывали о страшной женщине, дикарке славянских земель, заживо сжигающей людей. Постепенно правда настолько исказилась, что уже в собственных сказках образ нашёл отражение в виде злобной старушки с торчащими из тела костями.
Но так ли плоха Баба Яга? «Кто старое помянет, тому — глаз вон, а кто позабудет – оба», — так гласит русская народная пословица. Многое о корнях своих народ позабыл, и потому слепым бредёт, не видя дороги в будущее. Трудно найти правду в современной истории, и не встретить уже очевидцев Йогини-матушки. Но, читая сказки, где присутствует Баба Яга, нельзя найти подтверждения её злым поступкам. Пугая добрых молодцев сожжением, старушка ведёт себя, как гостеприимная хозяйка, давая кров и еду. Ни в одном тексте не сказано о том, что она по-настоящему кого-то съела. Наконец, старушка направляет путников, отдавая им волшебный клубок. Причем, помогает Баба Яга только достойным, а для этого подвергает своих гостей ряду испытаний.
Растущий интерес к древности, истокам своего рода заставляет людей обращаться к позабытым образам, таким, как Матушка-Йогиня. Приподнимая завесу тайны, человек по-новому может взглянуть на далекое прошлое своего народа.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!